Кто есть кто или знаменитые австрийцы

Фриденсрайх Хундертвассер

"Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина негодует, считая, что, если дать автору волю, он порушит старую имперскую архитектуру, изведет на корню знаменитый стиль бидермайер и застроит элегантную Вену своими разноцветными пряничными зданиями, смахивающими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер — это кич!" — кричат ненавистники. "Хундертвассер — гений!" — спорят поклонники". ( Н.Колесова, "Культ Личностей", 9/10 1999)

Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser), настоящее имя — Фридрих Стовассер (Friedrich Stowasser) (1928 — 2000). Известный австрийский художник, архитектор, дизайнер. Его отличают энтузиазм, фантазия, собственный графический стиль и оригинальная архитектурная концепция. Родился в 1928 в Вене, в детстве учился год в школе Монтессори, умер в 2000 г. Быть может именно школа Монтессори повлияла на его любовь к ярким цветам и привила уважение к природе.

В 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил собственное имя Фридрих Стовассер на более эстетичное с его точки зрения Фриденсрайх Хундертвассер. Лишь три месяца учился Хундертвассер в Академии изящных искусств в Вене, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле,много путешествовал, лишь день проучился в школе изящных искусств в Париже. Основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум". В любви был несчастлив, дважды вступал в браки длительностью год и пять лет. Долгие годы он возмущал общественность экстравагантными выходками. Например, Хундертвассер всегда носил разные носки. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. А после семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек.

Философская концепция.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре" (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе "Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни" (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

"Живопись и скульптура — свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства". Чтобы иметь возможность строить, необходимо иметь диплом. По Хундертвассеру, каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет… В дальнейшем разум победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

Использование линейки в архитектуре, по Хундертвассеру, — преступление. Это инструмент разрушения архитектурного триединства (архитектор + строитель + житель) "Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. На одном лезвии я считал 546 линий подряд. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия линия подражания".

"There Are No Evils in Nature. There Are Only Evils of Man". ("В природе нет зла. Зло есть только от человека"). Человек думает, что он должен исправить природу — и это каждый раз его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять природу, естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Богом. Хундертвассер энергично выступал против изменения русла рек и всегда интегрировал деревья в свои проекты.

Он подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, — мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
— Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
— Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие.
(Все, что лежит под небом — принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь — это священная природа).
— Терпимость к спонтанной растительности.
— Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
— Жить в гармонии с законами природы.
— Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек — это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
— Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.

Хундертвассер считал, что человек должен жить в гармонии с природой, а не вступать с ней в постоянный конфликт. Взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны художника, он очень бережно вписывал объекты своего творчества в мир природы. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием, она стала для него воплощением мировой гармонии.

В манифесте "Право на третью кожу" он писал, что "человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома". И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна — это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами. Окна — эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, "рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы".